«Прощение» собственной судьбы
ЦитатВ жизни существует еще одна исключительно важная форма прощения, направленная теперь уже не на другого человека или группу людей, но на саму выпавшую на долю человека трудную судьбу, выражающуюся, например, в тяжелой неизлечимой болезни или несчастном случае, последствия которого необходимо нести затем до конца жизни. К такой тяжелой судьбе можно отнести и многолетнее безвинное пребывание в тюрьме или в концентрационном лагере.
Подобные переживания могут, конечно, вызвать в душе человека внутренний протест, негодование, отчаяние, внутреннее разочарование, или же, напротив, повести его к полному и безостаточному примирению со своей судьбой, к приятию ее как ниспосланного свыше испытания. Это безоговорочное принятие своей судьбы может даже претвориться в душе человека в чувство благодарности по отношению к высшим Властям бытия.
В сказанном мы имеем дело не с чем иным, как с совершенно особой формой прощения, которую можно обозначить, учитывая, конечно, всю неприспособленность для таких представлений нашего земного языка, — как «прощение» собственной судьбы. Тогда в случае такого полного принятия своей судьбы, как и в случае истинного прощения, происходит самое интенсивное пронизание низшего Я Высшим. Ибо всякая обусловленная всей кармой человека неизлечимая болезнь или несчастный случай, последствия которого резко меняют ход его жизни, является прямым результатом тех высших решений, которые человек сам принял в духовном мире, пребывая в своем Высшем Я (Самодухе) еще до своего окончательного нисхождения в земное воплощение. В то время он принял их из созерцания, с одной стороны, всей красоты и величия божественно-духовного космоса, а с другой, — глядя на все недостатки и несовершенства своего собственного принесенного из прошлых жизней существа, чтобы исправить его через добровольное (с точки зрения Высшего Я) принятие на себя в грядущей земной жизни соответствующих очищающих и возвышающих дух испытаний. И вот теперь — но уже на Земле — добровольно принимая их и примиряясь с ними, человек тем самым, преодолевая страх, отчаяние и протест своего обычного Я, переносится как бы на точку зрения вызвавшего эти испытания Высшего Я. Отныне лишь его импульс действует в нем, или, можно также сказать, импульс Ангела Хранителя, с которым такой преодолевший себя и принявший свою судьбу человек вступит после своей смерти в столь же непосредственное отношение, как это было описано выше... В этом кроется также одна из метаисторических причин того необычайного количества страданий, мучений и трагических испытаний, выпавших на долю именно восточнославянских народов на протяжении всей его истории и особенно в XX столетии.
…
Отсюда становится более понятным, почему истинное прощение, а также полное и безостаточное принятие своей судьбы столь часто связано для человека с большими трудностями. Ибо во всяком истинном прощении человек с необходимостью должен пройти через одно чрезвычайно мучительное для него переживание (оно может быть менее или более продолжительным, но избежать его не может никто), а именно, через переживание внутреннего бессилия. Это чувство имеет свой источник в том, что всякое истинное прощение связано с действительным отказом от всякого «желания отмщения», а значит и от всякой «помощи » со стороны мировой кармы. Можно также сказать, что в прощении наиболее сильным образом проявляется полный отказ от любой формы «властолюбия» в сфере судьбы (кармы), то есть стремления воздействовать на ход своей судьбы, исходя лишь из чисто эгоистических побуждений, так что человек на время оказывается как бы совершенно беззащитным перед ее ударами и всем окружающим его миром.
С духовнонаучной точки зрения это состояние возникает благодаря тому, что в процессе прощения, как правило, наступает момент, когда все силы низшего Я отступают, а опыта Высшего Я пока нет — оно еще не проявилось в полной мере. Возникает ситуация, в которой человек в процессе прощения хочет подняться от земного к Божественному (от низшего Я к Высшему) и не может. И это состояние чрезвычайно мучительно. Но если человек продолжает делать усилия и напрягать свою моральную волю, то обязательно наступает внутреннее преодоление этого бессилия, и в его душе, подобно лучам солнца, внезапно пробившегося сквозь плотные облака, проявляется побеждающее действие Высшего Я.
То, что тогда происходит в человеке, становится как бы микрокосмическим душевно-духовным переживанием Мистерии Голгофы, результатом которого является начало ощущения непосредственного присутствия живого Христа в собственной душе. Это прохождение человеком через внутреннее состояние бессилия и воскресение из него Рудольф Штайнер описывает в следующих словах: «Но если мы можем ощутить бессилие и возрождение из него, тогда для нас наступает тот счастливый миг, когда мы имеем действительно реальное отношение к Христу Иисусу... И тот, кто может говорить о двух событиях: о переживании бессилия и о воскресении души из бессилия, тот говорит о действительном переживании Христа». Так может сам акт прощения повести человека к реальному переживанию Христа в собственной душе.
Возвращаясь к рассмотрению особого случая прощения, проявляющегося в форме полного принятия своей судьбы, необходимо еще отметить, что подобное отношение к ней возможно не только со стороны отдельного человека, но и со стороны целого народа. Ибо не только отдельный человек, но и целый народ или даже группа народов может принять ниспосланное ей свыше испытание, в конце концов всегда проистекающее из кармы всего человечества; в результате этого трагическая судьба такого народа становится для него самого реальным путем служения Высшему Я всего земного человечества — Самому Христу. Таким путем подражания Христу идет тогда каждый народ, принимающий на себя и несущий свою историческую судьбу, как бы тяжела она не была.
Что же касается единичного человека, то для него способность к прощению и к принятию до конца собственной судьбы имеет еще одно исключительно важное последствие. А именно, человек, развивший в себе эту способность, после своей смерти проходит через исключительно легкий период очищения, через особенно просветленную Камалоку. Ибо смысл последней заключается в отвыкании его от неправомерных склонностей к чисто физическому миру, в своего рода «забвении» их, а человек, много прощавший на Земле, благодаря этому развивает в себе способность к «душевному забвению», к забвению того, что с точки зрения Высшего Я, — в котором человек живет после смерти, — не должно далее пребывать в его душе.
Для такого человека — после того, как с отделением эфирного тела исчезают и его субъективные воспоминания об истекшей земной жизни, а затем в Камалоке ему открываются ее объективные последствия, до мельчайших деталей сохраненные в Акаша-Хронике — наступает следующее переживание: созерцая в Акаша-Хронике свою истекшую земную жизнь, он на месте каждого акта прощения, совершенного им на Земле, воспринимает как бы возникновение некоего свободного «пространства», которое по мере того, как он духовно вглядывается в него, постепенно заполняется субстанцией Христа. Можно сказать, что на месте всех актов прощения, совершенных им в его истекшей земной жизни, ему является Сам Христос. И эта непосредственная встреча с Христом может привести к тому, что такой человек после своей смерти становится уже в Камалоке Его непосредственным служителем и посланником, вестником Его воли и милосердия по отношению к другим человеческим душам, для которых их Камалока является особенно тяжелой, и, прежде всего, по отношению к тем, которых он от всего сердца простил на Земле, независимо от того, узнали об этом сами прощенные им люди в физической жизни или нет.
Ибо в каждом истинном прощении уже имеет место начало принятия на себя одним человеком, простившим, кармы другого человека — прощенного. А это позволяет первому после смерти обоих стать для второго во время его пребывания в Камалоке сияющей путеводной звездой на его омраченном духовном горизонте. Тогда уже по поручению Самого Христа одна душа является другой, чтобы повести ее к пробуждению в духовном Свете самопознания. Потому что на самые тяжелые страдания обрекает себя в Камалоке сама душа, не желающая признать за собой вину и принять на себя все последствия совершенных на Земле ошибок, заблуждений, злых поступков, негативных чувств и мыслей. Но именно в действительном самопознании, то есть в истинной с точки зрения Высшего Я и духовного космоса оценке всего совершенного в физической жизни, такой душе может помочь другая душа, некогда простившая ее на Земле. Теперь, являясь ей по поручению Христа, а значит неся в себе Праобраз Высшего Я каждого человека, она как Его посланник может пробудить в другой душе ясное сознание всех ее ошибок, заблуждений и злых поступков и проистекающую из этого нового сознания способность восприятия в духовном Свете.
Более того, самим своим явлением в Камалоке душе прощенного душа простившего, именно в силу совершенного ею на Земле акта прощения, может тогда указать другой душе путь к космической сфере Христа. Ибо такова духовная власть истинного прощения — она дает душе простившего силу после смерти нести в себе Христов Свет, пробуждающий силы Высшего Я, всем душам, причем не только пребывающим в Камалоке, но также и еще живущим на Земле.
С.О. Прокофьев «Оккультные основы прощения в свете антропософии». Изд. «Антропософия», 1994, стр. 87-91
Редактирано от Рассвет
0 Коментара
Recommended Comments
Няма коментари за показване